Heavy GTL
Синтетические воски – ценное сырье, которое используется в пищевой, косметической, оборонной промышленности, а также в качестве сырья для получения изопарафиновых масел III+ группы. Особую ценность представляет синтетический церезин 100 – фракция н-парафинов с температурой плавления 100 °С (начала кипения при 760 мм. рт. ст. выше 450 °С).
Коллективом НИИ «НТНМ» с использованием значительного опыта эксплуатации промышленного производства синтетических углеводородов разработана новая технология получения синтетических восков из природных газов.

Ключевые особенности технологии:
- Использование пароуглекислотного риформинга для получения синтез-газа;
- Использование нового кобальтсиликагелевого катализатора с высокой селективностью по воскам (до 60 %);
- Технологические решения для интенсификации синтеза углеводородов;
- Катализатор с иерархической пористой структурой для получения изопарафиновых масел из восков.
Катализаторы
Для получения синтез-газа в технологии используются промышленные катализаторы компании НИАП-Катализатор.
Синтез углеводородов из синтез-газа осуществляется на разработанном в НИИ НТНМ кобальтсиликагелевом катализаторе (ТУ № 2174-001-02069125-2013).
Катализатор характеризуется:
- Высокой селективностью по воскам (более 60 %);
- Высокой производительностью по углеводородам С5+ (180 кг/м3кат·ч);
- Высокой стабильностью работы (проверена в длительных непрерывных пробегах в условиях различной нагрузки и интенсивности).

Гидрокрекинг и гидроизомеризация восков для получения изопарафиновых масел III+ группы осуществляется на бифункциональном Pt/SAPO-11 катализаторе с иерархической пористой структурой и высокой дисперсностью платины. Катализатор разработан совместно с «Институтом нефтехимии и катализа» РАН.

Продукты
Церезин синтетический марки 100
Церезин синтетический представляет собой смесь твердых углеводородов метанового ряда нормального строения. По внешнему виду церезин напоминает пчелиный воск светло-желтого или белого цвета и не имеет запаха. Области применения церезина разнообразны: применяется в производстве лаков и политур, консистентных смазок, в электротехнике, в радиотехнике, в гальванике, в оборонно-промышленном комплексе для производства флегматизаторов, а также сапожных кремов, медицинского вазелина, разнообразных лекарственных мазей, типографских чернил, в свечном производстве, для выработки копировальной вощеной бумаги и др.

Изопарафиновые масла III+ группы
Высококачественные базовые масла группы III+ группы характеризуются высоким содержанием изопарафинов, отсутствием сернистых соединений, непредельных углеводородов. Они имеют высокий индекс вязкости, низкую температуру застывания.

Показатель |
Метод испытания |
Значение |
Плотность при 20 °С, кг/м3 |
ГОСТ 3900 |
802,5 |
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с |
ГОСТ 33 |
8,668 |
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с |
ГОСТ 33 |
2,558 |
Индекс вязкости |
ГОСТ 25371 |
131 |
Температура застывания, °С |
ГОСТ 20287 |
-18 |
Летнее дизельное топливо синтетическое
Дизельное топливо синтетическое является продуктом перегонки широкой фракции синтетических углеводородов, представляет собой смесь летучих углеводородов состоящего преимущественно из углеводородов метанового ряда нормального и изостроения с температурными пределами кипения 200-350 °С.
В последнее время в рамках повышения экологической безопасности жёстко нормировано содержание сернистых соединений в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. По последним нормативам Европы и штата Калифорния (дизельное топливо марки ЕВРО-5) допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001% (10 ppm). В отличие от нефтяного, в синтетическом дизельном топливе практически отсутствуют сера (< 5 ppm) и полициклические ароматические углеводороды (< 0.05 %), что делает синтетическое диз. топливо более экологически безопасным, при этом повышаются цетановые числа топлива. Однако понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к ухудшению его смазывающих свойств, при использовании синтетического дизельного топлива в автомобильном транспорте рекомендуется использовать присадки, повышающие смазывающие свойства топлива.
Наименование показателя |
Значение |
Цетановое число |
70 |
Плотность при температуре 15°С, кг/м3 |
780 |
Содержание серы |
отсутствие |
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, % |
отсутствие |
Предельная температура фильтруемости, °С |
+5 |
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, |
60 |
Испытание на медной пластинке при 50°С, 3 ч. |
Выдерживает |
Зольность, %, не более |
0,0001 |

Реализация технологии в промышленных условиях
Коллективом НИИ НТНМ разработана опытно-промышленная установка получения синтетических твёрдых углеводородов (церезин) из природного газа для ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова», г. Дзержинск, Нижегородской области.

Технологическая схема процесса включает три стадии: получение синтез-газа, синтез широкой фракции углеводородов, выделение и очистку церезина. Изготовление оборудования, его гидравлические и пневматические испытания выполнено на отечественных машиностроительных предприятиях.
Разработаны технологический регламент и технические условия (№ 2174-001-02069125-2013) для кобальтового катализатора. На ЗАО «Самарский завод катализаторов» изготовлена опытно-промышленная партия катализатора объемом 1 м3.
Опытно-промышленная установка позволяет отрабатывать технологические режимы и получать исходные данные для проектирования полномасштабной промышленной установки синтеза жидких и твёрдых углеводородов, что будет способствовать дальнейшему развитию отечественной отрасли производства синтетических углеводородов из углеродсодержащего сырья.
Наша стратегия

