Стипендия Президента РФ
Разработана программа проведения испытаний многофункционального полноциклового пилотного комплекса переработки ПНГ в синтетические углеводороды. Комплекс включает все основные стадии технологии GTL: очистку исходного газа от сернистых соединений, предриформинг, основной риформинг, охлаждение и осушку синтез-газа, синтез углеводородов по методу Фишера-Тропша, разделение газообразных, жидких и твёрдых продуктов.
Разработан бифункциональный катализатор для получения синтетического дизельного топлива (ДТ) по методу Фишера-Тропша (ФТ). Катализатор охарактеризован методами ТПВ Н2, ТПД Н2, ТПД NH3, РФА, СЭМ, ПЭМ и имеет следующий состав, масс. %: 35 Со/SiO2, 30 HZSM-5, 30 Al2O3. Каталитические свойства изучены в проточном реакторе с неподвижным слоем катализатора при 2 МПа, ОСГ 1000 ч-1, в диапазоне температур 230-250 °С. Установлены закономерности между температурой синтеза углеводородов из СО и Н2, групповым и фракционным составами продуктов. Наибольшие значения производительности и селективности по углеводородам С5+ достигнуты при 250 °С и равны 130 кг/(м3кат.·ч) и 72,5 % соответственно. Низкотемпературные свойства синтетического ДТ соответствуют требованиям, предъявляемым к зимнему дизельному топливу.
Проведены пилотные испытания получения синтетического дизельного топлива из попутного нефтяного газа в непрерывном режиме в течение 500 ч. Показана принципиальная возможность создания технологии получения зимнего дизельного топлива из попутных нефтяных газов с использованием разработанного бифункционального катализатора.